Многие российские города расположены у рек, однако горожане и туристы часто не могут насладиться прогулками по набережным. Причиной этому служат жилые комплексы и промышленные зоны набережных, которые блокируют подходы к воде, как выяснили специалисты бюро территориального развития ATLAS.
Проблемы Волги: промышленные зоны и транспортные развязки
Особенно остро эта проблема стоит на Волге. В Саратове, например, около 40% береговой линии занято промзонами, доступ к реке ограничен транспортными развязками и железнодорожными путями. В Волгограде недоступно 25% берега, а в Астрахани, в Трусовском районе, 40% береговой линии закрыто, со стороны центра — 20%.
Тольяттинские набережные: зелёные зоны и недостаток инфраструктуры
В Тольятти более половины прибрежных территорий занимают зелёные зоны и индивидуальная застройка. Однако городские набережные здесь не могут похвастаться разнообразием и функциональностью — отсутствуют коммерческие и культурные объекты, туристические сервисы.
Роль набережных в развитии городов
Генеральный директор бюро ATLAS Александра Сытникова считает, что набережные должны быть центрами притяжения, способствующими развитию малого бизнеса и формированию городских сообществ. Благоустройство таких территорий преображает облик городов и делает их привлекательными для туристов.
Необходимость комплексного благоустройства
Наиболее распространённый тип набережных в России — это линейный променад с бетонным берегоукреплением. Однако современные комплексные благоустройства пока являются редкостью. Примеры можно найти в Татарстане и Нижегородской области. По мнению Сытниковой, для благоустройства остальных береговых зон необходим системный подход, который учитывал бы климатические условия и потребности горожан.