Производство керамической плитки в России упало на 19% за два года

производство керамической плитки

Загрузка российских предприятий, выпускающих керамическую плитку, сократилась на 19% за последние два года из-за высокой конкуренции с импортом плитки в Россию и проблем с поставками сырья. Особенно пострадали производители высококачественной плитки, несмотря на рост спроса в связи с увеличением объемов строительства элитного жилья.

Причины снижения производства

Нормальный уровень загрузки заводов до 2022 года составлял около 80%, но в 2023 году этот показатель снизился до 65%. Это связано с переполнением внутреннего рынка недорогой продукцией и закрытием внешних высокомаржинальных рынков.

«Внешние высокомаржинальные рынки остаются для нас закрыты, а внутренний рынок переполнен недорогими аналогами. Это значительно влияет на уровень загрузки наших производств,» — сообщил директор Ассоциации производителей керамических материалов Альберт Попов.

Импорт плитки в Россию и его влияние

Импорт керамической плитки в Россию в 2023 году вырос на 27,6% по сравнению с 2022 годом, достигнув 59,3 млн кв. м, благодаря поставкам из Индии, Ирана и Турции. В марте 2024 года объем ввоза плитки увеличился на 20% по сравнению с мартом 2023 года.

Попов отметил, что российские производители сталкиваются с проблемами в закупке оборудования и сырья, а также с дефицитом кадров. Основным сырьем ранее были глины Донецкого бассейна, которые сейчас недоступны из-за боевых действий.

Доля импорта и российские перспективы

По словам исполнительного директора OBI Россия Максима Суравегина, доля импортной продукции на полках превышает 50%, а в категории керамогранита – около 70%. При этом строительство премиального жилья, требующего дорогой плитки, растет быстрее эконом-класса.

В 2024 году в России объем новых жилых проектов в сегменте бизнес- и элит-класса увеличился на 36%, достигнув 4,8 млн кв. м, а в типовом и эконом-сегментах – на 9%, составив 26,3 млн кв. м. Объем строительства премиальных новостроек в Москве к сентябрю 2024 года достиг 1,083 млн кв. м.

Будущее российского рынка плитки

Несмотря на сложности, Попов считает, что российские производства способны заместить весь импорт при правильной государственной политике, которая уравняет условия для российских и международных производителей. «Наши квалификации, оборудование и уровень контроля качества позволяют это сделать,» — подчеркнул он.

By media